История Айкидо

aikido5

Айкидо — относительно молодое боевое искусство, основанное на принципах и техниках различных школ, которые были распространены в Японии в разные годы ее истории.
Морихэй Уэсиба
Основатель Айкидо — МорихэйУэсиба, родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, префектуре Вакаяма, Япония. Его отец, известный оружейный мастер, с ранних лет начинает обучать сына кен-дзюцу (искусству меча) и со-дзюцу (искусству копья). Позже, уже в возрасте 19 лет Уэсиба отправляется в Сакаи, где учится кен–дзюцу и дзю–дзюцу у Накаэ Масакацу.

 

Во время Русско–Японской войны Уэсиба идет добровольцем в армию. Проходя службу в Манчжурии, он знакомится с одним из китайских внутренних стилей — Багуа Цюань, техники которого были основаны на круговых движениях и попытках управления внутренней энергией человека, так называемой энергией «ци».

 

Вернувшись на родину, Уэсиба продолжает свои занятия кен–дзюцу и дзю–дзюцу и получает мастерские степени в различных школах этих боевых направлений. В 1911 году он переезжает на остров Хоккайдо, где основывает собственное поселение Сиротаки. Там же происходит его встреча со знаменитым мастером айки–дзюцу дайто–рю Сокаку Такедой, и на протяжении почти десяти лет Уэсиба обучается у него боевому искусству, на основе которого сформируется потом система, известная нынче как айкидо.

 

В это же время Уэсиба знакомится с основателем новой религии: Омото–кё. Омото–кё утверждала, что мир и гармония на земле могут быть созданы только терпимостью и любовью человека. С детства увлеченный различными религиозными учениями, Уэсиба восхищается новой философией и начинает проводить много времени в молитвах и медитациях.

 

С начала 20–х годов Уэсиба преподает айки–дзюцу. Его вдохновляли старые приемы боя на мечах, которые он выполнял без оружия как такового, и техники, которым он обучал в тот период, начинают приобретать характерные для айкидо отличия — будучи искусством боя без оружия, его можно будет применять с равным успехом и против вооруженного противника.

 

В апреле 1931 года в Вакамацу Се открывается собственное додзё Уэсибы: «Кобукан». Тренировки в нем проходили в невероятно жестоком стиле, за что додзё получило название «Дзигоку–додзё», что в переводе означает «адская школа».

 

В 1941 году Будоку–кай (официальный союз японских боевых искусств) официально признал название Уэсиба–рю–айки–будо, а в 1942 году Уэсиба окончательно дал название своему искусству: «Айкидо».

 

После Второй Мировой войны, находящееся под фактическим протекторатом Соединенных Штатов, японское правительство крайне негативно относилось к развитию любых традиционных боевых искусств, воспитывающих в молодежи агрессивность. В сложившейся обстановке, айкидо, проповедующее миролюбивость и всеобщую гармонию, нашло широкую поддержку у японских властей. В 1948 году основано Айкикай Хомбу Додзё — центр Айкидо, объединяющий в настоящее время федерации более чем 70 стран мира. Но Уэсиба, не смотря на распространение, которое получало его боевое искусство, оставил все дела сыну и поселился в небольшой деревне Ивама, префектуры Ибараги. Там он жил до конца жизни, преподавая айкидо и разъезжая периодически по различным странам, способствуя дальнейшему распространению айкидо.

 

Следует отметить, что становясь старше, менялся также и сам Уэсиба, и техники, которым он учил своих учи–деши. Если додзё «Кобукан» за свою жесткость называлось «адским», то в конце своей жизни глубоко религиозный мастер отдавал предпочтение мягким и плавным техникам, уделяя много времени разъяснению ученикам философии айкидо и идей всемирной гармонии.

 

Уэсиба достиг такого уровня владения боевыми искусствами, что его бывшие ученики всегда оценивали его как «не имеющий себе равных». Они называли его «О–сенсей», что означает «Великий наставник». Рассказывают, например, что Уэсиба просил своих учи–деши атаковать его в любой момент и наиболее натуральным образом, но даже при таких обстоятельствах, он никогда не был повален или застигнут врасплох кем-нибудь из них. Сам Уэсиба говорил об этом так: «Меня никогда не заботило, как быстро мой враг способен атаковать. И это не потому, что моя техника быстрее, чем у моего врага. Это не вопрос скорости. Борьба кончается прежде, чем начата. Когда враг старается бороться со мной, самой Вселенной, он должен разрушить гармонию Вселенной. Следовательно, с того момента, как он возымел намерение бороться со мной, он уже потерпел поражение. И безразлично, за какое время быстро или медленно.»

 

В настоящее время существует несколько различных направлений айкидо, основанных учениками Морихэя Уэсибы. Обучаясь у мастера в какой–то определенный период его жизни, они переняли и черты, характерные для техник именно тех лет.

Так Айкидо–Ёсинкан, основанное одним из самых известных учеников Уэсибы — Годзо Сиодой, сохранило жесткость и элементы айки-дзюцу дайто рю, характерные для Уэсибы в молодости и его додзё «Кобукан».

 

Ки–Айкидо, возглавляемое на протяжении долгих лет Коичи Тохеем, который обучался у Морихэя Уэсибы под конец его жизни, уделяет много времени философии и попыткам освоить использование энергии «Ки».

 

Айкидо–Айкикай, которое с середины сороковых годов возглавлялось сыном Основателя — Киссемару Уэсибой, в настоящий момент находится под руководством его внука — Моритеру и сочетает в себе мягкость техник и философию Омото–Кё, характерное для О–сенсея на протяжении всего послевоенного периода.