Интервью с Сенсеем Н.Тамура

NobyesiTamyra77

 

Тамура Нобуёси (Tamura Nobuyoshi),

годы жизни: 2 марта 1933г.-9 июля 2010г. ( скончался в возрасте 77 лет от рака) – ученик 3-го поколения Основателя Айкидо. В 1982 году основал Независимую Французскую Федерацию Айкидо и Будо, 8-й дан Айкидо Айкикай.

 

Нижеизложенное представляет собой часть сокращенной записи беседы участников Международного Фестиваля Айкидо «Белые ночи-92» с сенсеем Тамура, состоявшейся 28 июня 1992 года в Санкт-Петербурге, в додзё клуба «Ленкай». Переводил с французского Рукавишников В. Подготовили материал к печати Курников С. и Скрылёв В.

 

Приходилось ли Вам реально применять Айкидо?

 

Мы сейчас, когда разговариваем с вами, тоже используем Айкидо. В принципе, Айкидо — это состояние духа, которое входит в нашу повседневную жизнь. Вот это интересно и это важно. для того чтобы использовать эти вещи в драке, не надо изучать Айкидо. Это другой мир, это каратэ или что-нибудь ещё другое. Айкидо — это такой мир, который не приводит к столкновениям. Мы находимся на другом уровне сознания, поэтому Айкидо не предназначено для таких вещей. Я надеюсь, что вы тоже так думаете.

 

Какие акценты расставлял О’сенсей в обучении и что Вам запомнилось в этой связи?

 

Он никогда этого не делал. Сейчас Айкидо развивается не так, как тогда. Сейчас есть преподаватель, и есть ученики, и преподаватель объясняет: «Вот это главное, обратите внимание, что это главное». Раньше мы изучали Айкидо не так. Была как бы совместная тренировка с Основателем. Он почти ничего не объяснял. А мы воспринимали то, что он показывал, тот образ жизни, который он вёл. Так же как в средние века: если кто-то владел специальностью или искусством, он брал учеников в услужение, как, например, О’сенсей взял меня. Ученики помогали мастеру, и постепенно, шаг за шагом, осваивали то дело, которым занимался мастер.

 

 Объяснял ли он тонкости проведения приёмов?

 

Объяснения делались спонтанно. Иногда он объяснял какой-то приём, какое-то движение, — иногда, но не всегда, — и мы вынуждены были понимать многое сами. Не всё было понятно, потому что он объяснял на другом уровне. А для нас было важно знать, куда поставить ногу или повести руку. И мы иногда не могли правильно понять приём. Приходилось порой ждать целый месяц, когда он вернётся к этому приёму, — и мы внимательно смотрели на то, что нам не было понятно, смотрели, и как бы находили ответ. А иногда он подправлял и говорил, что вот эту ногу надо поставить вот сюда.

 

 От этого, наверное, и пошло разное понимание разными мастерами одних и тех же приёмов?

 

Если взять, например, технику иккё, то для меня она сегодня одна, а завтра другая. Это совершенно нормально. Просто понимание техник меняется с течением времени, — и это нормально. Даже если вы меняете что-то со временем, вы должны идти к одной цели. Дело в том, что каждый видит только одну часть предмета или явления. Те мастера, которые говорят, что «именно так проводил этот приём О’сенсей», — несколько не точны, они видят это только с одной стороны. Это так же, как, например, рука. Вы смотрите на мою руку с одной стороны, а я с другой, и мы говорим об одной и той же руке совершенно по-разному, — но нужно владеть пониманием того, что такое рука в целом. В один день вы посмотрели на руку так, а в другой день Вы посмотрели сверху, снизу, — и, в конце концов, Вы сможете сказать: понял это». Исходя из этого, можно понять, как О’сенсей объяснял ту или иную технику.

 

Что Вы могли бы рассказать о О’сенсее? Что он любил? Какие-то его интересные черты? Может быть, какие-то истории, характеризующие его?
Это слишком большой вопрос. Трудно, увидев впервые портрет человека, сразу же сказать, какой на нём изображён человек — плохой или хороший. Внешне О’сенсей выглядел как философ. Я пришёл в додзё, и первое моё впечатление было от его техники, от его тренировки. Это не совсем так, как бывает в школе, когда вы приходите туда ребёнком. Когда ребёнком вы приходите в школу, вы видите преподавателя и не можете выбрать другого: вы должны следовать за ним, потому что это ваша обязанность. В Айкидо несколько иначе, потому что мы можем выбирать учителя.
А с другой стороны, он был для меня как отец. Между нами была разница в 50 лет, он давно уже был седой.
Метр Уесиба больше любил разговаривать с красивыми девушками, чем с нами. В 1961 году я ещё не был женат, и всё время находился рядом с метром. Я был всё время в зале, а он предлагал мне сходить на пляж, провести время с девушкой. Он был очень человечный. Иногда он впадал в ярость, но через несколько минут отходил.

 

Что он особенно не любил?
Он не ел мяса, рыбу, не употреблял алкоголь. Метр не пил сакэ, и я, находясь рядом, тоже не мог. Но когда ему предлагали, он не говорил «нет», а говорил «спасибо, спасибо», чуть-чуть пригубливал и ставил на место.

 

С какого возраста можно начинать заниматься Айкидо?
Это зависит от преподавателя. Можно в 5-6 лет, если это преподаватель, который даёт хорошее направление знаний. Я предпочитаю, чтобы детей начинали учить с малого возраста. Но если этим занимается не квалифицированный преподаватель, тогда лучше начинать не с детского возраста, потому что потом будет трудно перестроиться. Ребёнок не может сам судить о том, какого уровня преподаватель. Взрослый может выбрать себе преподавателя, а ребёнок вынужден следовать за тем, к кому он попал. Если это хороший преподаватель, то можно начинать с раннего возраста. Я не знаю, верно, это или не верно, но мне кажется так.

 

Вчера сенсей упомянул, что движения в разминке взяты из тай-цзи. В то же время некоторые движения тай-цзи очень напоминают движения Айкидо. Приходилось читать упоминание китайского мастера тай-цзицюань о том, что тай-цзи и Айкидо — школы в чём-то родственные. Насколько это взаимовлияние сильно?
Думайте сначала о человеке. Вы русский, я японец, но у нас с вами есть подбородок, глаза, уши, нос, т.е. человек — не зависимо от национальности, физиологически неизменен. Вы можете использовать разные способы тренировки. Вы можете качать силу и стараться наносить удар вот так [показывает]. Но и китайцы, и японцы стараются нанести удар расслаблено, но увеличить скорость. Способы разные, а результат один. Но когда вы более расслаблены и имеете большую скорость, то это более эффективно, т.к. вы расходуете меньше сил и ваше дыхание гораздо спокойнее. В тай-цзи и йоге — вдох, выдох и движение. В Айкидо то же самое, т.к. всё это построено на дыхании. Это имеет общий смысл. Каждый ищет свой путь, но все приходят к единой общей цели.

 

Известно, что все воинские искусства базируются на философско-религиозной основе, с которой 90 процентов занимающихся у нас мало знакомы. Не является ли в этой связи всё, чем мы занимаемся, чистым подражанием физическим упражнениям? Имеет ли смысл заниматься этим без философской основы?
Имеется необходимость обезопасить себя. Все воинские искусства построены на этом принципе. Имеются специалисты сабли (Кен-до) высокого уровня, но, тем не менее, нет гарантии, что они выиграют битву только благодаря своей технике. Для того, чтобы контролировать своё состояние не столько физическое, сколько психологическое, необходимо внутреннее спокойствие. И для того, чтобы сохранить это внутреннее спокойствие, они обращаются к религии, ищут религиозного успокоения. Поэтому очень многие в Японии изучают дзен, некоторые Синто. Мы знаем, что человек имеет границы физических возможностей. Когда мы доходим до их края, мы не знаем, что дальше произойдёт. Вот в этом случае люди прибегают к религии. Если у вас есть что-то другое, помогающее вам контролировать ваше внутреннее спокойствие, и вы спокойны, то тогда нет смысла прибегать к религии. Я думаю, что это так.

 

Айкидо широко распространяется в мире около 50 лет, и Вы являетесь одним из участников этого процесса. По Вашим наблюдениям, влияет ли Айкидо на окружающий мир, и окружающий мир — на Айкидо?
Это влияние происходит в обоих направлениях. У Вас есть жена? Вы влияете на неё, и она на Вас. И так же общество и Айкидо влияют друг на друга.

 

У нас в стране есть приверженцы спортивного направления Айкидо. От их лица хочу спросить о соревновательном Айкидо, о спортивизировании Айкидо: насколько, с Вашей точки зрения, это положительно или отрицательно?
Я — японец, и могу ответить так: нет плохого и нет хорошего. Это человек выдумал: это хорошо, это плохо. Если что-то существует, это не плохо и не хорошо. Так же как и рука имеет две стороны. Если вы едите вкусное блюдо, это хорошо, а если вы от него умерли — это плохое блюдо. А блюдо (само по себе) ни плохое, ни хорошее, об этом не надо забывать. Иногда плохие люди могут дать хорошие идеи, а хорошие — плохие идеи. Что касается меня, то я ученик метра Уесиба, и идея соревнований меня не привлекает, т.к. моего учителя не интересовали соревнования. Поскольку я один из его учеников, я продолжаю этот путь.
Томики создатель соревновательного направления Айкидо был учеником Уесиба и Кано Дзигаро Кано — основатель Дзюдо. Кано был министром спорта. Он приехал из Европы и стал развивать спорт. До этого японцы не знали, что такое спорт. Таким образом, джиу-джитцу изменили — в спортивное направление — дзюдо. И организовали систему соревнований. Для этого наиболее опасная техника была изъята. Томики был под сильным влиянием этого стиля, поэтому он создал соревновательное Айкидо. Я не могу сказать, что это плохо или хорошо. Каждый сам себе выбирает путь.

 

У нас ходит легенда, что сенсей Тамура оказался в Европе, потому что его послал О’сенсей развивать Айкидо. Так ли это, и если нет, то, как Вы оказались в Европе?
Это не совсем верно. Тем не менее, это была идея О’сенсея, который хотел развивать Айкидо во всём мире. Часто он говорил, что мир — это большая семья, большой дом. Нет ни русских, ни японцев, ни китайцев, ни американцев — это одна общая семья. Когда он уезжал на Гавайи, он мечтал о постройке серебряного моста между Японией и Америкой. Так он себе это представлял. Это очень красивый образ. И у него Айкидо было основой этого моста. И мы, его ученики, должны создавать такие мосты с другими странами, с Европой. Эта идея вошла в нас и вот поэтому я здесь.
Моя супруга училась играть на виолончели. Её отец хотел послать её во Францию для продолжения обучения. И я думал, что должен поехать с ней на 1 год или на 2 года. И вот я остался там и остаюсь до сих пор. [Реплика из зала супруге сенсея: «Мерси, мадам Тамура»].