Отношения учитель-ученик в боевых искусствах

20080227152332

 

Учитель — Ученик

 

 

Сэнсэй – означает больше, чем просто тот, кто учит технике. Сэнсэй – это тот, кто дает направление вставшему на путь познания боевых искусств.

 

 

Когда учитель принимает ученика, который станет продолжателем его учения, его ответственность за такого ученика не ограничивается личной ответственностью. Учитель передает дальше не просто технику выполнения приемов, но их внутренне содержание, что отражает внешнюю и внутреннюю стороны учения в Пути боевых искусств. Передавая знание боевых искусств учитель несет также ответственность за влияние на общество этого знания, за то, будет ли оно хорошим или плохим. Приобретение этого знания может по-разному повлиять на личность, особенно на тех, кто занимается боевыми искусствами.

 

 

С одной стороны это может привести к развитию сдержанности и уважения к другим, пониманию своих сильных и слабых сторон, способствовать развитию духовной уверенности и вдохновлять на положительные действия.

 

 

С другой стороны занятия боевыми искусствами могут привести к погоне за властью, развитию у человека негативных качеств.

 

 

Ученик – сырой материал, глина, дерево, камень. Если его личность или духовные установки содержат серьезные изъяны, которые невозможно исправить, какой бы хорошей не была техника, получившееся в результате создание будет слабым и ущербным.

 

 

Раньше приём учеников в школы боевых искусств строго контролировался. От претендента требовались две рекомендации от людей, обладающих высокими достижениями в будо. В процессе предварительной стажировки тщательно проверялся его характер и, наконец, перед тем, как окончательно принять решение, проводилась личная беседовал с ним. То, что ученик был принят, еще не давало никаких гарантий, потому что его характер и развитие постоянно проверялись при использовании множества самых разнообразных способов. Если в какой-то момент ученик переставал отвечать стандартам, они лишался возможности учиться боевым искусствам.

 

 

Учитель и ученик представляют собой единую, взаимосвязанную систему, где определяющей фигурой является мастер-учитель. Ведь только он мог непосредственно передать ученику традицию своего искусства и не только внешние формы, но также смысл и дух.

 

 

В современных условиях отношения между учителем и учеником не утратили своего значения. На Востоке, с его строгой иерархической системой отношений в обществе, этот вопрос не вызывает пристального интереса и не требует комментариев. Однако применительно к практике единоборств в западных странах, рассмотрение этого положения остается актуальным.

 

 

Ясность в понимание этого вопроса можно внести, возвратившись к истокам системы обучения в боевых искусствах.

 

 

Ученик мог быть принят в школу лишь заслужив личное доверие учителя и пройдя через фильтр испытаний, которые определяли его личностные качества и способность «гармонично» вписаться в систему отношений внутри школы, а также его пригодность к занятиям боевыми искусствами (обладание стойким духом, несгибаемой волей, способностью к преодолению невзгод, боли, страха, к мобилизации всех жизненных сил, наличием необходимых физических данных и т.п.) Самым серьезным экзаменом было испытание, где проверке подлежала сама вера в идеалы боевого искусства. Суть его состояла в том, что мастер отдавал претенденту провокационный приказ нарушить некоторые устоявшиеся этические нормы. Если слепое подчинение авторитету учителя вытесняло веру в общезначимые культурные ценности, то на этом обучение заканчивалось.

 

 

В настоящее время отношения между учителем и учеником базируются с одной стороны на готовности первого к самопожертвованию, а с другой стороны – на полном доверии к авторитетному мнению наставника. Для того, чтобы оставаться безоговорочным авторитетом, учитель сам должен быть достоин уважения. Речь идёт прежде всего о его профессиональной подготовке, определяемой опытом и уровнем мастерства, в сочетании с личными качествами. Настоящий учитель должен всегда держаться с достоинством и в любой ситуации сохранять свое лицо. С пониманием и уважением он должен относиться и к своим ученикам, чувствовать ученика и направлять свободное развитие его индивидуальности, подвести ученика к истинному самопознанию и тем самым к познанию собственных внутренних сил, чтобы ученик стал своим собственным толкователем. Подлинное мастерство не измерить ни опытом, ни знаниями. Его невозможно выразить словами, выучить по книге. Таков закон специальной передачи наставлений, выходящий за пределы наставлений всех учителей.

 

 

Определяющая роль личностной основы обучения, устных способов передачи традиции, особенно наглядно выявилась в XX-веке, с его казалось бы безграничными научно-техническими возможностями. На Западе появилось множество пособий и руководств. Но даже самые фундаментальные, лучшие из них, смогли дать обобщенное представление в направлениях и видах тренировочной работы и очень приблизительные сведения о базовой технике. Ключи от секретов дыхания, его координации с движениями, контроля мышечной концентрации и расслабления, управления энергией, сознанием и т.п. остались в руках живых носителей традиций. Поэтому попытки энтузиастов самостоятельно обучаться по книгам, кинолентам и видеозаписям (тем более ставших предметом рекламы и бизнеса) были заранее обречены на неудачу, хотя и породили множество иллюзий. Действительные же успехи в развитии боевых искусств в странах Запада были связаны с обучением у мастеров и формированием школ, развивающих те или иные направления и стили боевых искусств, спортивные или прикладные их разновидности.